Адрес статьи: http://www.vedomosti.ru/blogs/pospelov/1776 «Александру Невскому» достанется похуже «Жизни за царя»Великий фильм Эйзенштейна, который скоро войдет в школьную программу, по мнению дирижера Юрия Темирканова, «морально устарел». Тем временем морально омолодилась великая опера Глинки.Ведомости / Четверг 12 июля 2012 В Санкт-Петербурге сегодня открывается фестиваль«Опера — всем». В день открытия 12 июля на открытом воздухе в Петропавловской крепости дадут оперу Глинки «Жизнь за царя». Немногим ранее пришло известие из Италии, где гастролирует со своим знаменитым оркестром дирижер Юрий Темирканов. На концерте в римских Термах Каракаллы он исполнил кантату Прокофьева «Александр Невский», заменив кадры из фильма Эйзенштейна инсталляцией итальянского режиссера Пьерлуиджи Пьералли и добавив, что фильм (цитирую по ИТАР-ТАСС) «немного морально устарел». И опера Глинки «Жизнь за царя», и музыка Прокофьева к «Александру Невскому» — общепризнанные музыкальные шедевры, чье качество пока никем не подвергалось сомнению. Однако качество музыки при желании можно отделять от содержания произведения в целом. Опера Глинки за свою историю натерпелась этого достаточно. С«Александром Невским» это, похоже, только начинается. На премьере в петербургском Большом театре в 1836 г.«Жизнь за царя» имела успех и обосновалась на сцене. Если ее слегка и критиковали, то разве что сторонники хорошего вкуса: им не нравилось, что Глинка использовал узнаваемые народные мелодии, в особенности Песню лужского извозчика. Злоключения оперы начались в советское время: ее переименовали в «Ивана Сусанина» и переписали либретто, выбросив царя. Постановочная традиция превратила главного героя в пузатого деда — тогда как в реальности ему было 33 года, чему Глинка придавал значение, называя его в рукописи«И.Сус». Картинный спектакль Большого театра, решенный в сталинской эстетике, игрался на сцене и в 1990-е гг., вызывая справедливые упреки в творческом безволии. Но и новаторская постановка оперы, предпринятая Мариинским театром, не оказалась убедительной: режиссер Дмитрий Черняков, по обыкновению перенеся действие оперы в наши дни, не нашел решения, которое бы оправдало пафос заключительного хора «Славься», и храбро поставил на глинкинском финале жирный знак минус, разыграв под звуки хора сцену лживого официозного торжества. Но прошло время, и тот же Черняков, когда режиссировал церемонию открытия Большого театра после реставрации, нашел для этого самого хора смысл: «Славься» спел-таки народ — строители в касках. Финал снова стал актуален — режиссер его морально омолодил. Теперь уже не осталось причин менять содержание«Жизни за царя» и отделять его от музыки. Рано или поздно будет создана постановка, достойная оригинала. Такой вполне может стать — почему нет? — готовящийся опенэйр в Петропавловской крепости, где режиссер Юлия Прохорова и дирижер Фабио Мастранжело объединят усилия, символизируя своим союзом гармоничное равновесие русских и европейских качеств в опере Глинки. «Александр Невский», созданный через сто с небольшим лет после«Жизни за царя», считался шедевром и при советской власти, и при демократии, и в России, и на Западе. Причем это относилось и к фильму, и к концертной кантате Прокофьева. Когда появились технические возможности, фильм отреставрировали американцы, и Юрий Темирканов записал новый саундтрек. В концертах — и в России, и за рубежом — кантата нередко исполнялась им и другими дирижерами вместе с кадрами фильма — или же фильм шел с живым оркестром. Но недавно название «Александр Невский» всплыло в обсуждениях инициативы Никиты Михалкова, предложившего создать список из ста шедевров кино для школьников. Фильм Эйзенштейна, скорее всего, войдет в новый официальный канон. И тут ему крепко достанется. Я уже прочел в интернете, что«Александр Невский» — самый плохой фильм Эйзенштейна. Оценка деликатная и лукавая, указывающая лишь на относительную, а не абсолютную ценность. Но факт — наступило время, когда и в «Александре Невском» начали отделять музыку от содержания. Почему этого не было в советские годы, почему это произошло сейчас? Очевидно, потому, что ослаб культ чистой формы. Современное искусство вынесло на первый план содержание, которым культура обменивается с социумом. Если фильм войдет в программу для школьников, многие — в том числе и родители — станут отвергать его именно в пику официальному канону. Но сегодня то, что фильм «немного морально устарел», говорит Юрий Темирканов — человек, которого невозможно заподозрить ни в малейшей конъюнктурности и который диктует свои правила в любой стране, где бы ни оказывался. Значит, он действительно так чувствует. Очевидно, это время «Александру Невскому» придется переждать. Оно когда-нибуль закончится, как показывает история злоключений «Жизни за царя».
|