Усохшие искусстваШедевр Генделя — библейскую ораторию «Иевфай» — впервые спели и сыграли в России. Аутентичному исполнению ансамбля Les Arts Florissants чуть повредил привкус академизмаВедомости / Среда 16 ноября 2011 Уильям Кристи, уже более 30 лет ходящий в апостолах барочного музыкального исполнительства, вновь побывал на сцене Зала Чайковского вместе со своими подопечными. «Цветущие искусства» (Les Arts Florissants), как и в прошлом сезоне, приехали составом, включающим оркестр и хор, а также пять приглашенных певцов-солистов. В отличие от прошлогоднего представления опер «Актеон» Шарпантье и «Дидона и Эней» Перселла, хор не бегал босиком, а чинно восседал или возвышался за оркестром. Это было в правилах жанра — ведь исполнялась оратория, к тому же на библейский сюжет. Москвичи смогли сполна оценить произведение, которое создавалось композитором/антрепренером с коммерческой целью: свои оратории Гендель ежесезонно выставлял на лондонские подмостки (в случае с «Иевфаем» это был Ковент-Гарден), собирая твердую кассу. Нынешний слушатель может составить впечатление о вкусах тогдашних лондонцев, ценивших обстоятельную неспешность в развертывании событий. Каждый поворот сюжета достоин того, чтобы персонаж, главный или второстепенный, спел по его поводу арию в трех частях, из которых третья повторяет первую в украшенном виде, а хор излил бы рефлексию в нескольких разделах, один из которых — эффектная фуга. Полководца Иевфая, обещавшего богу Яхве в благодарность за победу принести в жертву первого, кого он встретит по возвращении домой, спел оперный тенор Курт Стрейт, мастерски исполнивший длинные колоратуры и драматично передавший всю палитру эмоций героя — от воинственного пыла до сокрушенного отчаяния, овладевающего им, когда встречает его родная дочь. Кэтрин Уотсон с милым сопрано, прекрасно идущим именно барочной музыке, сотворила идеальный образ Ифис, которая сперва изливает нежные чувства к жениху, горячо сочувствует отправившемуся на поле брани отцу, с покорной кротостью принимает участь жертвы и с таким же радостным смирением обретает дарованное свыше избавление, сопряженное с обетом безбрачия. Неудачливого жениха спел контратенор Дэвид Дикью Ли — его звучный тембр прекрасно сочетался с сопрано возлюбленной, — впрочем, посередине действия певца настигли вокальные проблемы, с которыми он до самого конца вполне не расквитался. Оперное меццо Кристина Хаммарстром и бас Нил Дэвис удачно дополнили компанию. Оркестр, как всегда игравший на исторических инструментах, произвел меньшее впечатление, чем в прошлый приезд. Уильям Кристи на сей раз не сидел за клавесином, а вполне академично дирижировал, не стремясь к особой остроте впечатления. За благостностью ощущалась легкая смазанность, особенно в игре струнной группы. Темпы, в быстрых номерах слишком быстрые, лишили нас подробностей фактуры. Шедевру Генделя недостало смакования деталей. Под присмотром Уильяма Кристи искусства так привыкли цвести, что сами не заметили, когда перестали. Полный текст статьи находится по адресу http://www.vedomosti.ru/lifestyle/lifestyle-culture/news/1422782/usohshie_iskusstva
|