Адрес статьи: http://friday.vedomosti.ru/article/2011/11/11/17861 Перед приходом тьмыОдин из лучших барочных ансамблей мира исполнит позднюю ораторию ГенделяВедомости-Пятница / Пятница 11 ноября 2011 Очередной проект Московской филармонии обещает нам радость первого исполнения в столице одного из бесспорных шедевров барокко — оратории Генделя «Иевфай». К концу жизни Гендель перестал писать оперы и переключился на оратории. Одна из причин состояла в том, что композитора стали вдохновлять библейские сюжеты, а разыгрывать их на оперной сцене считалось кощунством и даже было законодательно запрещено. Некоторые из поздних ораторий Генделя по праву считаются вершинами его творчества. «Иевфай» — последняя из этих вершин. Гендель написал ее 1752 году, в возрасте 67 лет. Во время работы над партитурой он стал терять зрение и через несколько месяцев после ее окончания ослеп. История Иевфая рассказывается в Книге Судей. Он был сыном наложницы, которого законные сыновья после смерти отца выгнали из дома. Вскоре, однако, стране потребовалась защита, и братья пришли к Иевфаю. С этого эпизода и начинается оратория. Один из братьев просит Иевфая забыть старую обиду и возглавить поход на аммонитян. Иевфай заключает с братом договор: в случае победы он получит власть. Но Иевфай заключает договор и с Богом: в случае победы он принесет в жертву первого, кого встретит по возвращении домой. Иевфая провожают на войну любящие жена и дочь с женихом. В начале второго акта герой возвращается с победой. Первой его встречает собственная дочь. Звучат ликующие арии и хоры, лишь отец-победитель в отчаянии. Наконец он открывает родным причину. Жена требует найти другую жертву, отважный жених дочери предлагает себя, и только Иевфай понимает, что изменить ничего нельзя. Узнав о грядущей смерти, дочь проявляет смирение и покорность судьбе. Конец второго акта — ключевая сцена оратории. Страна объята ужасом: роковой обет необходимо выполнять. Герой, разивший врагов на поле брани, раздавлен, он прямо так и поет: «Я больше не могу». Хор выражает самоощущение целого народа: «Какая тьма». Слепнущий Гендель написал эту сцену, считают исследователи, выразив персональное чувство неизбежной потери. У Генделя, в отличие от Иевфая, никогда не было ни семьи, ни детей. Его детьми были только его творения, и он понимал, что оратория про отца и дочь станет последней из них. В начале третьего акта Гендель живописует безысходную печаль то мрачными, то светлыми красками: близится час жертвоприношения — жрецы угрюмы, дочь послушна и кротка. И вдруг звучит ре-мажорная симфония в танцевальном ритме. Появляется Ангел, возвещающий волю неба: дочери Иевфая даруется жизнь, которую она отныне должна посвятить Богу. Таким образом, в проигрыше оказывается лишь жених, но в общем контексте торжества и ему приходится спеть одну из ликующих арий. Оратория «Иевфай» сочетает лучшее, что можно почерпнуть, с одной стороны, из оперы, с другой — из духовной музыки. В ней есть драматичный сюжет, трогательные ситуации, действующие лица наделены характерами. Вместе с тем избранный народ общается с Богом при помощи хоралов и фуг. Что редко — в оратории есть дуэт, квартет и даже квинтет. Если бы московские слушатели могли заказать по собственному желанию лучших для «Иевфая» исполнителей, то они наверняка выбрали бы Уильяма Кристи и его ансамбль Les Arts Florissants — помня о том, каким подарком в прошлом сезоне оказалось исполнение опер Перселла и Шарпантье на сцене Зала им. Чайковского. Именно этот ансамбль к нам с «Иевфаем» и приедет — турне оратории начнется в Москве, чтобы потом продолжиться в Европе. Les Arts Florissants («Цветущие искусства») — один из лучших в мире барочных коллективов, в который входят оркестр старинных инструментов, хор и солисты. Все они одновременно актеры и танцоры, их исполнения опер и ораторий не назовешь концертными — участники ансамбля разыгрывают действо в мизансценах, разве что без декораций. Не исключено, что нас ждет событие сезона. 14 ноября, Концертный зал им. Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53 В проигрыше оказывается лишь жених, но и ему приходится спеть ликующую арию
|