Большой оригиналШедевр композитора Бородина — великая русская опера «Князь Игорь» — удостоился мировой премьеры. Это не шутка: впервые в истории был исполнен авторский вариантВедомости / Понедельник 04 апреля 2011 Когда 53-летний профессор химии Александр Бородин вдруг упал, оттанцевав в косоворотке на масленичном балу, опера «Князь Игорь» была сочинена на 90 и оркестрована на 40 процентов. На следующее утро на квартиру покойного пришли Римский-Корсаков и Стасов, чтобы унести все рукописи. Через три года — в 1890 году — «Князь Игорь» увидел свет в варианте Римского-Корсакова и Глазунова. Несмотря на то что в 1940-е годы музыковед Павел Ламм собрал все материалы Бородина, «Князь Игорь» продолжал идти поправленным и дописанным. Подобная участь постигла оперы Мусоргского, но если они давно уже исполняются — не скажу: ставятся — в духе максимальной близости к оригиналу, то подлинный «Князь Игорь» явился из архивов Музея Глинки только сейчас. Почему не раньше? Возможно, исследователей и издателей отпугивал сам объем работы — но и сейчас, когда появился компьютерный набор нот, масштабы труда, осуществленного музыковедом Анной Булычевой, трудно переоценить. Такт за тактом Булычева, сличая оригиналы с партитурой Римского-Корсакова, расчищала авторский текст, нередко измененный благородным другом и редактором в соответствии с его представлениями об оркестровке, гармонии и их взаимосвязи. Дирижер Константин Чудовский оркестровал несколько номеров. Огромная, почти четырехчасовая опера предстала перед нами, как грандиозная картина после реставрации, — во всем богатстве деталей и внутренних связей. Выражение «приобрела иное звучание» здесь нужно применить буквально. Звук Бородина не такой звонкий и стройный, как звук Римского-Корсакова, но в нем есть интересные пустоты, аскетизм и подлинные новации — вроде кларнета, играющего не в той тональности, в соответствии с поведением пьяного князя Галицкого. Реставратором восстановлен авторский план оперы: Половецкие пляски теперь венчают первый акт. Раскрыты купюры, сделанные по цензурным соображениям, — например, сцена путча, который затевает Галицкий, или неприглядные картины винопития. В свою очередь, убраны эпизоды (в том числе увертюра), целиком скомпонованные Глазуновым. Сегодня бы сказали, что «Князь Игорь» вышел в режиссерской версии. Но режиссура как раз отсутствовала: это было концертное исполнение, проведенное на сцене Дома музыки силами театра «Геликон-опера». Дирижер Владимир Понькин, артисты, хор и оркестр (заметно малочисленный) в целом крепко провели оперу. Авторский «Князь Игорь» будет первым спектаклем, который поставят в «Геликоне», когда ему достроят, наконец, большую сцену. Нет сомнений, что режиссер Дмитрий Бертман придумает эффектную интерпретацию: судя по обмолвкам солистов труппы, князь Игорь героического ореола будет лишен. Тем ценнее, что нам дали познакомиться с оригиналом творения Бородина, светлее и лучезарнее которого ничего нет в русской культуре. Князь Нью-Йорка На Западе оперу Бородина знают меньше, чем оперы Мусоргского и Чайковского. Однако в 2014 г. ее планируют ставить в нью-йоркской Метрополитен-опера. Дирижером будет Валерий Гергиев, режиссером – Дмитрий Черняков. Тем временем авторской версией заинтересовались фестиваль в Брегенце и режиссер Дэвид Паунтни.
|