Любовь в четырех обличияхМеждународная сборная певцов исполнит в Москве «Сказки Гофмана» — произведение эпохи зрелого романтизмаВедомости-Пятница / Пятница 01 октября 2010 Во время представления «Сказок Гофмана» в 1881 году в венском театре случился пожар, несколько сот зрителей погибли в огне. Композитор Рихард Вагнер, узнав об этом, сказал следующее: «Я бы прослезился, если бы это были шахтеры. А тут светские люди с дурным вкусом сгорели на пошлом представлении оперетты Оффенбаха. Я совершенно равнодушен…» То, что Вагнер назвал «Сказки Гофмана» опереттой, не случайно: Жак Оффенбах был известен именно десятками оперетт, самые популярные из которых — «Орфей в аду» (со знаменитым канканом) и «Прекрасная Елена». В этих опереттах высмеивалась буржуазия. Но она же составляла и публику — веселые богатые люди тратили деньги на то, чтобы посмеяться над собой. Разумеется, это было совсем не духе Вагнера. Сегодня мы уже не скажем, что музыка Оффенбаха адресована людям с дурным вкусом. И в первую очередь благодаря его самому очаровательному произведению — опере «Сказки Гофмана». Подобно тому как нынешние сочинители песен несколько комплексуют, когда их не считают за серьезных композиторов, и часто даже порываются написать какую-нибудь симфонию, так и Оффенбах не хотел остаться в истории автором только оперетт. «Сказки Гофмана» он писал на склоне лет, будучи больным, и не дожил до премьеры. В этой опере совершенно сознательно собраны и доведены до наглядной откровенности многие ключевые мотивы романтизма. Главным героем сделан писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман — романтик поистине эталонный. В основу сюжета положены три его новеллы, в которых фигурировал отнюдь не он сам, но в этой опере художник помещен внутрь собственных произведений. Как и полагается по канонам романтизма, он всегда влюблен, причем предмет любви — скорее символ, мечта, чем земная женщина. Этот символ двоится, троится, а в данном случае — даже и четверится. В прологе Гофман влюблен в оперную примадонну Стеллу, в первом акте — в заводную куклу Олимпию, во втором — в венецианскую куртизанку Джульетту, в третьем — в юную девушку Антонию, мечтающую стать певицей, но умирающую от собственного пения. Чем, кроме как смакованием романтических мотивов, можно объяснить, что герой способен обманываться, видя мир через волшебные очки? Или то, что он в порыве любви теряет душу и, как следствие, — отражение в зеркале? Таким преувеличенным стиль может быть только в момент своей наивысшей зрелости. Воплощением «романтизма в бальзаковском возрасте» и была опера Оффенбаха. Есть большая вероятность, что его замысел будет до нас бережно донесен. Как и хотел автор, всех возлюбленных Гофмана, в сумме составляющих одну его Любовь во многих романтических ипостасях, споет одна певица — американка Лора Клейкомб, прекрасно знакомая нашим слушателям. Всех злодеев, противодействующих поэту и в сумме составляющих Дьявола, споет один певец — английский бас-баритон Эндрю Фостер-Уильямс. Нам предстоит познакомиться с лирическим тенором из Мексики Артуро Чаконом-Крусом — он будет Гофманом. И самое интересное, Никлауса, постоянного спутника Гофмана, никогда не теряющего разум, споет Малена Эрнман — шведская певица, успешно совмещающая оперную карьеру с участием в поп-проектах. Оркестром «Новая Россия» продирижирует пока неизвестный нам Лоран Кампеллоне, на вторые партии подобран надежный русский состав. 3 октября, Концертный зал им. Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53 Всех злодеев, противостоящих главному герою и в сумме составляющих Дьявола, споет один певец
|