Театр пловцов и певцовНа фестивале в Экс-ан-Провансе Дмитрий Черняков внес в историю Дон Жуана комические ноты, а Робер Лепаж в «Соловье» погрузил кукловодов в водуВедомости-Пятница / Пятница 09 июля 2010 Уффф. Мы молодцы!!!!!!! Стоячая овация, Лепаж в счастье ))))«, — написала в своем сетевом дневнике оперная певица Ольга Перетятько, которой довелось исполнить заглавную партию в опере Игоря Стравинского «Соловей» на проходящем сейчас в Экс-ан-Провансе оперно-музыкальном фестивале. Канадский режиссер Робер Лепаж, заслуживший стоячую овацию, прекрасно известен и нам. Можно даже сказать, что он — любимец московской театральной критики, раз на одном из последних фестивалей «Золотая маска» ему была выдана премия за «Лучший зарубежный спектакль, показанный в России». В спектакле «Обратная сторона Луны» сам Лепаж ходил по сцене и водил перед собой маленького космонавтика. В спектакле «Соловей и другие сказки», который украшает афишу фестиваля в Экс-ан-Провансе, трудятся кукловоды, находящиеся по пояс в воде. Они благодарны Лепажу за эту работу, потому что жара на юге Франции сейчас такая, что порой приходится отменять дневные репетиции и переносить их за полночь. Фестиваль в Экс-ан-Провансе пользуется популярностью в Европе. Конечно, это не Зальцбург с его бюджетом, звездами и обилием жанров, но художественный уровень здесь на высоте. Руководитель фестиваля Бернар Фокруль — человек современный, а значит, не приходится удивляться, что в концертной программе соединяются блокбастеры Берлиоза от Лондонского симфонического оркестра и, к примеру, старинная марокканская музыка в исполнении Жорди Саваля и ансамбля «Гесперион XXI». Оперные спектакли проходят во Дворце архиепископа и за городом, в деревне Гран Сен-Жан, под открытым небом. Названий всего пять, но среди них есть и барокко («Пигмалион» Рамо), и современная опера («Возвращение» аргентино-французского композитора Оскара Страсного), и Моцарт с Глюком, и Стравинский. Ранняя опера Стравинского «Соловей», пересказывающая сюжет Андерсена о том, как певчая птичка отогнала Смерть от одра китайского Императора, — главная часть спектакля Лепажа по произведениям этого композитора. Режиссер получил благодатный материал, на основе которого сочинил тонкую фантазию, соединив театр теней, марионеток, пловцов и оперных певцов. Смерть огромным скелетом полощется в воде и поет роскошным голосом солистки Большого театра Светланы Шиловой. За Императора — интеллигентный бас из Мариинского Илья Банник. А вот Ольгу Перетятько, которая поет Соловья и которую мы цитировали в начале, у нас совершенно не знают, потому что вся ее отечественная карьера свелась к пению в детском хоре. Между тем певица она изумительная — колоратурное сопрано с блестящим верхом и, что реже встречается, красивым наполненным низом. Птичью партию Ольга уже пела на премьере в Торонто, а спектакль Лепажа приехал в Экс-ан-Прованс именно оттуда. Ничего, что мировая премьера уже прошла, зато копродукция существенно экономит фестивалю затраты. После фестиваля «Соловья» ждут к себе другие пайщики — Лион и Амстердам. Точно так же, в складчину, поставлены и другие спектакли. Один из них — «Дон Жуан» Моцарта — выпущен совместными усилиями фестиваля и театров Мадрида и все того же Торонто. Но еще раньше, чем в Испании и Канаде, спектакль появится в Москве: постановку, которую осуществил режиссер и сценограф Дмитрий Черняков, купил Большой театр взамен сорвавшегося проекта с Анатолием Васильевым, и этой осенью мы ее увидим. Как всегда в современном театре действие оперы перенесено в наши дни. Этот прием не нов, не новы и проблемы, которые возникают при его использовании. Взять, например, убийство Командора: если в эпоху плаща и шпаги подобное дело входило в заслугу каждого уважающего себя дворянина, то в наше время прирезать пожилого человека — не столь безобидная мелочь. Черняков не только блестяще выпутывается из подобных задачек, но и ставит их на службу своему замыслу. Командор умирает несколько комично, потом его хоронят с венками, но не стоит думать, что в следующий раз он выйдет на сцену только в финале. Фрайбургский барочный оркестр под управлением Луи Лангре исполняет Моцарта аутентично, артисты вымуштрованы и играют с отдачей. В течение своей выходной арии Донна Эльвира, которую поет сексапильная латышка Кристина Ополайс, хочет стянуть перчатку и никак не может, хотя ей тщится помогать сам Дон Жуан в исполнении звезды — датского баритона Бо Сковхуса. В подобных деталях Черняков добился абсолютно кинематографической правдивости. Тем смешнее воспринимается занавес, в самые неподходящие моменты с грохотом падающий на сцену — почти как в кино у Питера Гринуэя. До 21 июля, www.festival-aix.com Смерть огромным скелетом окружает одр Императора и поет роскошным голосом Светланы Шиловой
|