Критическое накоплениеПетр Поспелов о несуществующем театреВедомости-Пятница / Пятница 09 ноября 2007 Оперы прибывает, а сцены для нее пока нет В разгар осеннего музыкального сезона слова «опера» и «удача» замечаю это по собственным газетным статьям то и дело стали употребляться вместе. На каждое событие, заслуживающее ругательной рецензии, приходится другое, требующее хвалебной. Что-то сдвинулось возможно, наша национальная героиня Анна Нетребко привлекла неофитов к опере. Событий стало много, и платежеспособная публика, похоже, вошла во вкус. Еще недавно мы робко предполагали, что начинаем входить в мировой музыкальный контекст. Сегодня тенденция налицо. Количество накопилось и просится перейти в качество. События эти, между тем, вовсе не плановые премьеры московских оперных театров. Ни в Большом театре, ни в Театре Станиславского, ни в «Новой опере» за последний год не появилось ни одного стопроцентно удачного оперного спектакля. Обычно мы причисляли к ведущим московским оперным компаниям еще и «Геликон», но он теперь переживает совсем уж плохие времена. А события эти либо гастроли, либо концертные исполнения опер, либо концерты оперных звезд. Их организуют люди с разными целями и установками. Если это фестиваль «Черешневый лес», то его устроителям достаточно громкого имени, и неважно, что Риккардо Мути, доставивший в Москву из Равенны оперу Доницетти «Дон Паскуале», вял и скучен, а голоса его певцов обидно скудны. Если это фонд «Музыкальный Олимп» и Ирина Никитина, которая лично отвечает за качество и ни разу не прокололась, то тенор Роберто Аланья демонстрирует себя в лучшей форме, поет редкого Рубинштейна, а на бис «Cмерть Отелло». Если это Марк де Мони и его фонд старинной музыки, то возникает уникальный, годами выношенный проект «Борис Годунов» опера вовсе не Мусоргского, а барочного композитора Маттезона в виде виртуозно выстроенного спектакля с аутентичным оркестром. Хорошо, что новый директор Михайловского театра в Петербурге Владимир Кехман смог и захотел приобрести барочного «Бориса» в свой репертуар. Хорошо, что филармония охотно отдает подмостки для концертного исполнения опер. Хорошо, что те самые регулярные московские оперные театры сдают свои сцены в аренду чужим неплановым проектам. Но все-таки по большому счету оперная антреприза бездомна. Ей приходится довольствоваться концертом звезды вместо оперы с ее участием, ей приходится предпочитать оперу в концерте опере в театре. Ей приходится искать себе дыры там, где основное место занимает по старинке размеренная деятельность трупп, где есть штатный состав певцов, где надо обеспечить работой главного дирижера и главного режиссера. Тем не менее независимая оперная инициатива продолжает плодиться. Теодор Курентзис, Вадим Солод и Михаил Фихтенгольц, кому принадлежит совместная честь первого прорыва (почти два года назад им стал глюковский «Орфей», исполненный в Консерватории международными силами), теперь работают порознь и каждый полон собственных планов. Всерьез взялся за оперу Михаил Плетнев. На очереди сольники Мариеллы Девиа, Барбары Фриттоли, Анник Массис. Эти певицы цвет современной оперной сцены, но у нас они не поют в оперных театрах. Как не поют Анна Нетребко, Екатерина Сюрина, Дмитрий Хворостовский. От молодых российских певцов, периодически заявляющих о себе на конкурсах, систематически слышишь, что в России для них нет ни сцен, ни ролей. Видимо, скоро на повестке дня возникнет организация театра, подобного парижскому Шатле, без постоянной труппы, но со сценой, готовой дать полноценную жизнь небанально задуманному оперному проекту. По большому счету оперная антреприза бездомна. Ей приходится довольствоваться концертом звезды вместо оперы с ее участием
|