Традиционный сборНа ежегодном фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в ГМИИ им. Пушкина встречаются старые знакомыеВедомости-Пятница / Пятница 23 ноября 2007 Фестиваль «Декабрьские вечера» все еще сохраняет репутацию элитарного и респектабельного мероприятия. Теоретически на его концерты попасть может каждый, и даже бывает, что не все 352 места (а именно столько их в зале Музея изобразительных искусств им. Пушкина) оказываются распроданы. Тем не менее в результате зал всегда набит, и сплошь знакомые люди раскланиваются друг с другом возможно, последний раз они встречались здесь же в декабре прошлого года. Костяк аудитории сложился давно, многие помнят времена, когда фестивалем руководил Святослав Рихтер, а атмосфера званых вечеров сохраняется и поныне. Из музыкантов, игравших когда-то с Рихтером, на фестивале этого года Квартет имени Бородина, Наталия Гутман и Юрий Башмет, ставший после Рихтера художественным руководителем фестиваля. Без них не обходятся ни одни «Декабрьские вечера». И не нужно быть метеорологом, чтобы предсказать появление в афише имен Роберта Холла (он, разумеется, споет «Зимний путь» Шуберта) и Майкла Чанса (создается впечатление, что этот британский контратенор в последнее время выступает в основном в России). Столь же неминуем австрийский «Хаген-квартет». «Декабрьские вечера» перестали бы быть сами собой, если бы на них не выступал пианист Олег Майзенберг. Обязательно присутствие какого-нибудь консорта, чистыми голосами выводящего старую полифоническую музыку, с двух раз можно угадать, что это будет Tallis Scholars. Новые имена все же есть: пианист Жан-Ив Тибоде (раньше он, правда, уже играл в филармонии), певицы Ангелика Кирхшлагер (великолепное меццо-сопрано) и Урсула Кригер, кларнетист и композитор Йорг Видман. Приедет давно живущий за границей пианист Евгений Королев, имеющий репутацию бахиста. Афишу украшают авторитетные отечественные силы: ансамбли Musica viva и Musica Petropolitana. Молодежь представляют русский гобоист Алексей Огринчук, который привезет с собой целую компанию французских духовиков, а также свежие лауреаты Конкурса им. Чайковского: Никита Борисоглебский и Александр Лубянцев. Как всегда, «Декабрьские вечера» имеют тему, объединяющую выставку и концертную программу. Это тема пути, понятая в расплывчатом, но высоком, христианском смысле. Отсюда в расписании Сонаты-мистерии Генриха Бибера, «Житие Марии» Хиндемита, «Квартет на конец времени» Мессиана, итоговый Пятнадцатый квартет Шостаковича и многое другое. Не то чтобы эта музыка никогда не исполнялась. Но пусть сегодня «Декабрьские вечера» и утратили новизну да эксклюзивность, опытный слушатель всегда сумеет насладиться оттенками привычного, а новичок, возьмись он, сможет приобщиться к утонченному времяпрепровождению в европейском стиле. 1-30 декабря, ГМИИ им. Пушкина, ул. Волхонка, 12, тел. 203 79 98 От Капри до Владимирки Выставку, проводимую в рамках фестиваля «Декабрьские вечера», назвали строкой Пушкина из незавершенной поэмы «Езерский»: «Перед распутьями земными
» Мотив пути здесь рассматривается не только буквально, в виде изображения дорог и идущих, но и метафорически, в духовном плане. Первый раздел экспозиции как раз об этом о религиозном постижении и светской рефлексии. Тут покажут «Бегство в Египет» Якоба Йорданса (XVII век), голландские пейзажи, а также «Архимеда» Доменико Фетти (начало XVII века) из Дрезденской галереи. Дальше XVIII и начало ХIХ века: «Утро. Туман на Капри» Верне и «Даль» Киндерманса европейскому взгляду в это время милы открытые пространства. А вот «Владимирка» Левитана совсем другая ширь, тяжелая, российская. И это уже следующий раздел, в который, будто с целью усугубить впечатление от Левитана, добавлены «Бурлаки на Волге» Репина. Ну а «Пейзаж в Овере после дождя», написанный Ван Гогом во время одного из просветлений, случавшихся с ним в лечебнице в последние месяцы жизни, картина безмятежная и светлая, присоединена будто бы для контраста. Так повествование доходит до «Моста в Севре» Анри Руссо и «Аэроплана над поездом» Наталии Гончаровой. А оттуда уже недалеко и до «Новой Москвы» Юрия Пименова, жизнерадостного полотна с широкими, сияющими чистотой проспектами столицы, где контраст скрыт в подписи: работа написана в 1937 году, и совсем не только искусствоведческие видятся распутья за этой картинкой. 1 декабря 27 января
|