Русская душоюВ Москве выступит Виктория Муллова скрипачка, умеющая сочетать европейскую элегантность и гламурность с отвагой экспериментатораВедомости-Пятница / Пятница 21 декабря 2007 Наша гостья привлекательная женщина спортивного склада со скрипкой в руках. Когда в 1982 году Виктория Муллова выиграла Конкурс им. Чайковского, никто особенно не оспаривал решения жюри, хотя тогда публика заметила прежде всего эффектную внешность лауреатки и отличную выучку, которую ей дала школа Леонида Когана. Независимый характер она продемонстрировала чуть позже, когда в авантюрных обстоятельствах совершила со своим тогдашним приятелем запланированный побег из Финляндии, где выступала с гастролями по разрешению Госконцерта, в Швецию и потом попросила убежища в американском посольстве. Мы тогда веселились, смакуя провал КГБ, а о потере особо не горевали большим музыкантом Муллову тогда еще никто не считал. Мировая пресса радовалась скандалу, родина пережила позор, но вскоре история выдала прощение: в начале 90-х Муллова снова появилась в России вместе с дирижером Клаудио Аббадо и их общим ребенком на руках. А настоящим откровением стал ее сольный концерт уже в качестве дивы из Лондона, на Пасхальном фестивале 2003 года. Скрипачка вышла на сцену в изумрудных брюках в обтяжку, топе с голой спиной и босоножках. Ее партнершей была очаровательная парижская модница Катя Лабек. Обе дамы и выглядели, и играли потрясающе свободно, радостно и раскованно. Муллова стала не только звездой европейского ранга, но и музыкантом с яркой харизмой и обаянием. Она совершает все, что положено скрипачке академического мейнстрима: играет крупноформатные концерты, записывается с хрестоматийным скрипичным репертуаром, но делает это с такой подкупающей прямотой, словно условностей классического бизнеса не существует. Кроме того, она не боится пускаться в эксперименты и выбирает то, что ей интересно. Например осваивает аутентичное исполнительство, сотрудничает с дирижером-аутентистом Джоном Элиотом Гардинером, натягивает на скрипку жильные струны и берет в руки барочный смычок. Или вдруг создает The Mullova Ensemble, чтобы играть камерную музыку. Или вторгается на территорию джаза, исполняя пьесы Дюка Эллингтона и Майлза Дэвиса. Впрочем, и на ниве академизма она не боится джазовых всходов: в сонате Равеля вместе с Катей Лабек они, помнится, выдали джазовый драйв по полной программе что совсем не противоречило авторскому замыслу. Европейская элегантность и даже гламурность ей к лицу. Но и в этой стихии она умудряется не терять непосредственности и отваги, присущей сильному и открытому русскому характеру. Ей противна элитарность и мила естественность. Немножко жалко, что на этот раз Муллова появится только в одном отделении. Она сыграет Второй концерт для скрипки с оркестром Прокофьева вещь как раз очень русскую, широкого дыхания и мелодизма. В самом выборе произведения для Мулловой есть нечто автобиографическое только по принципу «от обратного». Эмигрант Прокофьев написал этот концерт в 1935 году перед возвращением на родину, в СССР, полный счастливых надежд. Аккомпанировать Виктории Мулловой будет молодой по составу оркестр «Новая Россия», который все чаще вовлекается в интересные проекты и играет все симпатичнее, и дирижер Дэвид Стерн сын великого скрипача Исаака Стерна и человек разносторонних интересов. 27 декабря, Большой зал консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 232 53 53 Со своим тогдашним приятелем она совершила побег в Швецию, а в 90-х снова появилась в России с Клаудио Аббадо и их общим ребенком на руках
|