Удивить умеетКанадский пианист Марк-Андре Амлен любуется сложностями, которые легко преодолеваетВедомости-Пятница / Пятница 14 марта 2008 Амелин так написано на филармонической афише, Хамелин так говорят американцы, Амлен так, наверное, правильнее: пианист родом из французской Канады. В филармоническом абонементе сезона Марк-Андре Амлен стоит в одном ряду с Барри Дугласом и Маурицио Поллини список говорит о том, что Филармония стала планомерно зазывать в Москву звезд мирового подиума. Амлен включил Концертный зал имени Чайковского в расписание своего мирового турне. В его программе Гайдн, Шопен и Дебюсси. Программа, в общем, для Амлена нехарактерная и его мировой репутации соответствует мало. В США, а потом и во всем мире Амлен произвел фурор в середине 1980-х. К нему мгновенно прилепили ярлык «супервиртуоза», поскольку так охарактеризовал его первый фортепианный критик Америки Гарольд Шонберг. «Супервиртуоз» так назывался и фильм, который сняли о нем японцы. Амлен, между тем, виртуоз совсем не демонического толка 46-летний флегматик с внешностью конторского служащего. Утверждают, правда, что эмоциональная невозмутимость, с какой он держится на сцене, обманчива, а на самом деле он человек теплый и открытый радостям жизни. Но двойственность в его артистическом облике, несомненно, есть, и она очень привлекательна. Действительно, Амлен умеет поразить виртуозным блеском когда играет, например, шикарные концертные пьесы Листа. Или романтически беспредельные опусы мрачного соперника Листа Шарля-Валантена Алькана. Или блестящие этюды Годовского. Или сонату в джазовом духе Капустина. Или собственную, намеренно навороченную обработку Паганини. Львиная доля его репертуара музыка, рассчитанная на изумление и восторг перед неслыханным мастерством. Но интересно, что в этой насквозь экстравертной стихии Амлен остается интровертом. Его отношение к виртуозности иное, чем у падкой на эффекты публики, в ней он исследует красоту архитектурной задачи. Не столько выставляет ее напоказ, сколько ею затаенно любуется. Вроде бы Амлен (как и Глен Гульд, с которым его сравнивают) занимается очень традиционной музыкой, но подходит к ней как модернист, исследователь, испытатель. Недаром он играет так много редкого репертуара, в том числе и русского Метнера, Катуара, Рославца. Марк-Андре Амлен однажды уже выступал в Москве, но неудачно: то ли его подвел плохой рояль, то ли сам пианист был не в лучшей форме. Теперь Амлен сыграет сонаты Гайдна и Шопена, обе в си-миноре значит, задумал их как-то сопоставить. И вторую тетрадь Прелюдий Дебюсси. Программа эта предполагает владение тремя абсолютно разными стилями и не так уж много виртуозных сложностей. Но всегда в запасе есть бисы, так что разнообразие московскому концерту гарантировано. 22 марта, Концертный зал им. Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53 Играя музыку, рассчитанную на восторг публики перед неслыханным мастерством, он остается интровертом-исследователем
|