Ворог злой композиторПетр Поспелов о двух минутах на бисВедомости-Пятница / Пятница 04 июля 2008 Есть область, где и у нас подсчеты ведутся с угрожающей дотошностью Россия большая страна. В этом я убедился только что, зайдя на съезд российских концертных организаторов. Съехались директора филармоний, залов, оркестров, казачих хоров. Пузатые дядьки сидели вперемежку с бойкими девочками, владеющими независимыми концертными агентствами. Слушали приглашенную звезду интенданта амстердамского Концертгебау: почетный гость поражал воображение рассказами о бюджете лучшего голландского зала и его акустическом устройстве. Слушали российскую статистику. Шестьдесят два оркестра и три капеллы, было сказано, имеется у нас в стране. Но это только те, что удалось посчитать. Допустим, список федеральных оркестров в правительстве имеется. Если в каком-то городе есть муниципальный оркестр, то заносится и он. Но бывает и так, услышал я, что в городе есть оркестр, играются симфонии, но никому об этом за пределами города неизвестно. В Москву, которая сама давится оркестрами и не успевает их кормить, никто об этом не звонит. В США, где оркестров не шестьдесят два, а тысяча сто шестьдесят два, с подсчетом дело проще: все они забиты в базу и все прошли через членский тест, состоящий из 826 вопросов. Но есть область, где и у нас подсчеты ведутся с угрожающей дотошностью. Информация мигом находится и стекается к центру, как только речь заходит об авторских отчислениях.Казалось бы, этому надо только радоваться. Чужой интеллектуальной собственностью бесплатно пользоваться нельзя, авторские права надо уважать. Однако вышло так, что современный композитор стал врагом организатору концертов классической музыки. И сами организаторы на своем съезде тоже сказали мне об этом. Если в симфоническом концерте, который проходит с аншлагом и обещает организаторам неплохие сборы, между Чайковским и Римским-Корсаковым исполняется произведение современного композитора, то минимум с пятью, а то и с десятью процентами со сбора придется расстаться в пользу авторских отчислений. Причем неважно, какую долю занимает современное произведение: его автор должен получить процент от сбора за весь концерт. Одну страшную историю мне рассказали еще два-три года назад. Скрипач приехал в город N. Билеты разошлись, публика переполнила зал. Но скрипач просил хороший гонорар, и организаторы могли свести концы с концами лишь в том случае, если не придется платить авторских отчислений. Посмотрели программу, которую подал гастролер: все в порядке, современной музыки нет. Но кто же мог подумать, что скрипач решит сыграть двухминутную современную пьесу на бис? Устроители поп-концертов таких бед не знают: у них классики, перешедшей в общественное достояние, нет, у них весь репертуар современный. И то, что с них стригут авторские, ни у кого не вызывает вопросов. У тех, кто организует концерты в Консерватории, классика есть, и шестьдесят два оркестра могут играть ее бесплатно. Что касается серьезной современной музыки, то, оказывается, одинаково невыгодно провести целиком авторский концерт современного композитора и поместить всего одну новинку в обычный симфонический концерт, на который придет публика. Хорошо, если композитор столь известен, как, к примеру, Родион Щедрин, на чей авторский концерт собирается полный зал. Если же автор знаком только снобам, то в крупноформатные дорогостоящие концерты ему путь заказан. Не поспоришь, когда тебе говорят, что серьезная современная музыка находится в резервации. Но потому ли, что широкий слушатель не хочет ее слушать, или потому, что композитор враг организатору? Российское законодательство уравнивает блестящего творца песни «Нинка, отстань» и скромного сочинителя «Спектральной фуги». А последнему вовсе не нужны отчисления за Чайковского и Римского-Корсакова, ему хватит и своих. За последние годы, когда институт авторского права сделал столь приятные успехи, эта ситуация не сдвинулась с места. Только в городе N со скрипача теперь берут слово: ни минуты современной музыки. Даже на бис. Если между Чайковским и Римским-Корсаковым исполняется современное произведение, с пятью, а то и с десятью процентами сбора придется расстаться
|