Сказание о противопоказанииПоставив «Китеж» Римского-Корсакова, Эймунтас Някрошюс вновь доказал: он и опера две вещи несовместныеВедомости / Понедельник 13 октября 2008 Не везет Большому театру, не везет. Раньше были плохие консервативные спектакли теперь плохие современные. Разница в том, что последние ставят режиссеры с мировыми именами. Почитаешь буклет: Някрошюс говорит, что в опере на первом месте музыка, а Ведерников что Някрошюс, в отличие от многих, режиссер истинно музыкальный. Посмотришь на сцену: и где это? Вот во вступлении Ведерников заводит лирическую тему широкого дыхания а Някрошюс ровно в этом месте выпускает приплясывающий миманс. Вот Ведерников приступает к сокровенному месту, где град Китеж начинает погружаться под воду, а у Някрошюса начинают резвиться да плескаться. Может быть, поэтому у Александра Ведерникова и музыка получается так прозаично, что перед глазами у него изделие глухого соавтора? Да, оркестр звучит мастеровито но сердце не замирает. Хор хорош большим составом, особенно в эпилоге. Из солистов выделяется звучным басом Михаил Казаков (князь Юрий), хотя он словно не вышел из роли Бориса Годунова. Татьяна Моногарова (Феврония) звучит то приятно, то гнусаво, ладно пропевает верха, комкает больше половины текста (помогает обратный перевод с английского есть титры) и словно не вышла из «Онегина». А как артистам выйти из своих прежних ролей, если режиссер Някрошюс никакого пластического рисунка с ними не разработал? Тенор Михаил Губский (Гришка Кутерьма) играет и поет так ярко, словно не вышел из «Мазепы». Единственное отличие Гришка появляется из ковша, раз пьяница: режиссер Някрошюс ведь знаменит мощным символическим мышлением. Пока режиссер Някрошюс вроде бы не был знаменит склонностью к халтуре, но «Китеж» явный шаг вперед.
|