Он заказал им РеквиемДирижер Теодор Курентзис привел современных композиторов на территорию актуального искусстваВедомости-Пятница / Пятница 13 октября 2006 Фестивали актуального искусства, подобные “Территории”, устраиваются в России с конца 80-х. Давно стали общим местом альянсы актуальных художников и поэтов, деятелей видеоарта и альтернативной музыки. Между тем композиторы, работающие в академическом направлении, попадают в такие компании редко. Новая академическая музыка людей пугает — хотя степень опасности обычно преувеличивают. Но вот на российской сцене появилась фигура дирижера Теодора Курентзиса, про которого люди современного искусства сразу поняли — он свой. Курентзис — образованный музыкант, для которого барокко и авангард равным образом открыты и ясны. Кроме того, он свободно говорит о театре Гротовского, хореографии Пины Бауш и философии Юнга. Все, что ни предложит Курентзис, будет современно, остро, а иногда и глубоко. Курентзис предложил фестивалю “Территория” Курляндского, Невского и Щетинского. Эти трое — лишь частные лица нашей современной музыки. Но лица красивые, значительные, их стоило бы знать. В Европе так оно и есть. Москвич Дмитрий Курляндский три года назад получил главный приз конкурса Gaudeamus, победив четыре сотни соперников из всех стран мира. Ему, как и берлинцу Сергею Невскому, заказывают партитуры лучшие европейские ансамбли. Курляндскому сегодня 30 лет, Невскому — 34. Александр Щетинский, композитор из Харькова, старше — ему 46, а список побед на конкурсах займет полстраницы. В отличие от молодых коллег он успел изведать все искушения авангарда и найти баланс между сложностью мысли и простотой воплощения. Все трое согласились считать Теодора Курентзиса не только исполнителем, но и куратором. Куратор предложил каждому из троих написать произведение с обязывающим названием — Lacrimosa. Так называется часть реквиема, которую все великие, в том числе и Моцарт, трактовали как самую печальную и самую человечную часть заупокойной службы. В деталях замысла композиторы были свободны: например, Курляндский добавил к каноническому тексту хор под названием “Анатомия боли” и стихотворение-стон “У” греческого поэта Дмитрия Яламаса, а Щетинский использовал текст украинского классика Григория Сковороды. Проект Курентзиса интернациональный: играть приглашен ведущий австрийский ансамбль Klangforum Wien, петь — первоклассный новосибирский хор New Siberian Singers. Нашим композиторам придется вытерпеть сравнение с классиками: во втором отделении прозвучит своего рода реквием XX века — предсмертный опус Жерара Гризе “Четыре песни, чтобы переступить порог” (1998), в третьем отделении (да-да, три внушительных отделения — это стиль Курентзиса) — исполненная высокой печали “Песнь о земле” Густава Малера (1908) с участием американского тенора Дональда Литакера, восходящей российской звезды Екатерины Губановой и новосибирского оркестра Musica Aeterna. Так что горсти свежих “Лакримоз” предстоит вылиться в и без того безбрежный океан мировой скорби. 18 октября, Концертный зал им. П. И. Чайковского, Триумфальная пл., 4/13, тел. 232 53 53
|