Старый обряд законченРодион Щедрин осуществил мечту творческой молодости: написал оперу о боярыне МорозовойВедомости-Пятница / Пятница 27 октября 2006 Щедрин — всегда молодой. Своим обликом — подтянутым, улыбчивым, доброжелательным. И стилем — свежим, звонким, озорным. Кто любит его, кто нет. Одни считают его баловнем успеха, компромиссной фигурой, не дотянувшейся ни до высот индивидуализма, ни до глубин соборной традиции, и даже находят, что его лучшее произведение — “Кармен-сюиту” — написал Бизе. Другие, наоборот, слышат в его музыке счастливое сочетание осмотрительности и дерзости, взгляд поверх барьеров, мудрый союз просвещенного европеизма и русской народности. Но обе стороны сходятся на том, что Щедрин — ослепительный мастер композиторской профессии. В этом нам и предстоит вновь убедиться. На этот раз первыми. Обычно премьеры опер Щедрина проходят на Западе. “Лолита” — в Стокгольме (дирижировал Ростропович), “Очарованный странник” — в Нью-Йорке (Лорин Маазель). Последняя премьера в Москве — опера “Мертвые души” в Большом театре в 1977 году. Но вот композитор возвращается: на консерваторской сцене в концертном исполнении будет впервые спета “Боярыня Морозова”. Благодарить за это надо Бориса Тевлина — хорового дирижера, профессора консерватории. Опера — подарок Тевлину на 75-летие. Подарок готовился долго — около сорока лет: Щедрин, получается, задумал оперу о старообрядцах еще в 1960-е годы, когда из-под его пера выходили “Ленин в сердце народном” и “Поэтория”, где солировала Зыкина. Многие годы он изучал историю раскола и житийную литературу, составлял либретто — а музыку написал быстро и легко, как и подобает мастеру. “Боярыня Морозова” — по определению автора, “русская хоровая опера”, и это буквально так. В ней нет оркестра, только труба и батарея ударных. Зато хор — и участник, и комментатор событий, и средство звукописи: когда поют солисты, хор создает аккомпанирующую партию. Опера с головы до ног русская: Щедрин использует церковную полифонию в архаическом, колючем варианте. Но вокальные партии — по-оперному напевные. На первой репетиции композитор пришел в восторг от Ларисы Костюк: идеальная Морозова — и внешностью, и голосом, и темпераментом. Консерваторский хор профессора Тевлина поет Щедрина эталонным образом, причем всю оперу наизусть. А композитор требует от хора еще большей выразительности текста. Например, такого: “Выпросил у бога светлую Росию сатона, да же очервленит ю кровию мученическою”. Протопоп Аввакум, высказавший это пророчество 350 лет назад, в опере тоже есть: у него приятный тенор, принадлежащий подающему надежды австралийцу Эндрю Гудвину. Под стать ему и другие солисты. Организаторы — центр Classica viva: они же продюсировали концертные исполнения опер, которыми дирижировал Теодор Курентзис. Щедрин, как всегда, в молодой компании, что прекрасно соответствует его молодому искусству. 30 октября, Большой зал консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 229 74 12 Современные русские композиторы: Родион Щедрин
|