В Большом театре спели французскую камерную музыкуАртисты Молодежной оперной программы расширяют диапазон своих талантовВедомости / Четверг 06 марта 2014 Большой театр продолжает удивлять: участники Молодежной оперной программы спели изысканную камерную программу «мелодий» французских композиторов. Концерт в Бетховенском зале стал итогом мастер-классов, которые провела Ирина Катаева-Эмар. Русская пианистка, ставшая француженкой, оказалась идеальным проводником французской культуры на русскую почву. Жанр «мелодии», введенный в практику Берлиозом и культивируемый композиторами доселе, предполагает тесную взаимосвязь музыки и слова. В концерте можно было услышать, как развивалась традиция через Дебюсси к Равелю и как затем впоследствии она разделилась, одним рукавом приведя к Мессиану, другим — к Пуленку. Ирина Катаева-Эмар не только позанималась с молодыми артистами и сама сыграла часть программы на рояле, но и прочла публике подробной экскурс по истории жанра и его героев, а главное — подала пример аутентичного восприятия: если кто-то в зале не понимал деталей сюжета и оттенков настроений, по лицу пианистки и ее мимике о них можно было легко догадаться. Результатом стало уверенное исполнение молодыми певцами пяти циклов в диапазоне от крепкого ученического уровня до вполне зрелого. В Молодежной программе есть подающие надежду голоса — такие как тенор Арсений Яковлев — и уверенные мастера — как сопрано Кристина Мхитарян, обладающая приятным тембром и артистической харизмой. В последнем номере появилась и недавно дебютировавшая на основной сцене Ольга Кульчинская, подкупающая свежестью голоса, музыкальностью и стилистической органикой. Сегодня, похоже, в прошлое отходит установка на узкий репертуарный профессионализм. Конечно, всегда будут нужны, к примеру, именно вагнеровские голоса, но становится понятно, что артисты растут как артисты, если осваивают разные стили, эпохи, языки и традиции. Вот и программы, подобные французской «мелодии» в Большом театре, скоро перестанут быть приятными исключениями из правил.
|