Критика
«Жизнь короче визга воробья»
Оперу Игоря Машукова по Василию Каменскому поставили в Перми
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Пятница 09 июня 2023
Современные русские композиторы: Игорь Машуков

Дорога из IKEA, ведущая к храму
«Луиза Миллер» в Большом театре
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Понедельник 29 мая 2023

Что оленю норма, то Норме смерть
Хибла Герзмава в опере Винченцо Беллини
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Четверг 25 мая 2023

"Война и мир" не стала лучшим спектаклем сезона
Постановкам Римаса Туминаса и Андрея Могучего жюри присудило специальные призы
Марина Гайкович / Независимая газета / Воскресенье 23 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

«Маска» не потеряла лицо
Национальная театральная премия вручена в 29-й раз
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Воскресенье 23 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Прощальная гастроль «Катарины»?..
Анна Коломоец / Ревизор.ru / Вторник 11 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Всемирный почвенник
150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Суббота 01 апреля 2023

Девушка с ружьем
«Катарина, или Дочь разбойника» на «Золотой маске»
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Четверг 23 марта 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Аскольдова могила
В Большом театре попробовали реанимировать забытую классику
Ольга Русанова, Алексей Парин, Евгения Кривицкая, Петр Поспелов, Анна Коломоец / Музыкальная жизнь / Понедельник 06 марта 2023

Гайдн и Гуммель из Тульской филармонии
Диск месяца: Фирма Мелодия. Plays And Conducts Vladislav Lavrik
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Воскресенье 05 марта 2023

Читать больше:
Музыкальная критика
Петр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко

Петр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

Петр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

Петр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

Царица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной



Петр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

ТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

Петр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -


Петр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

ТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

Петр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

ТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

Петр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

Петр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

Петр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

Петр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

ТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

Другие видео

Владимир Юровский: Мусоргский — «Запорожец» будущего

Образы автопрома помогли руководителю Госоркестра подготовить просветительский цикл концертов

Ведомости / Пятница 07 июня 2013
Владимир Юровский подготовил три программы. Концерты пройдут в Большом зале Консерватории 10, 11 и 12 июня. После одной из репетиций руководитель Госоркестра ответил на вопросы «Ведомостей».
— Почему вы не просто даете концерты, а стремитесь объяснять музыку?
— Я не хочу ничего объяснять. Я просто хочу играть музыку, которую либо плохо знают, либо редко играют, и часто выясняется, что эта музыка нуждается в определенной подготовке слушателя, чтобы ее полноценно воспринять. Мои преамбулы не самоцель. Я не чувствую себя лектором, и до уровня таких людей, как Геннадий Николаевич Рождественский или Леонард Бернстайн, мне, наверное, не допахать никогда, потому что там совершенно иной уровень общей культуры. Я музыкант, я интересуюсь общекультурными вопросами, но я не считаю себя в них специалистом. Поэтому я говорю о том, в чем разбираюсь и что мне самому интересно. Но я замечал, что, когда напрямую, без бумажки, обращаешься со сцены к публике, они по-другому потом слушают. Особенно когда исполняется музыка непростая, необходимо нейролингвистическое программирование. Мы же приходим на концерт после тяжелого рабочего дня, со всеми нашими невзгодами и проблемами, и первые 15-20 минут уходят на то, чтобы себя настроить. Тогда получается, что первое произведение коту под хвост. А если в отделении всего одно произведение? Особенно новая симфония? Десять лет назад я исполнял в Мюнхене Пятую симфонию Сильвестрова. У меня были сложные отношения с оркестром: оркестр не хотел ее играть, и мне нужно было застраховаться, чтобы публика была на моей стороне. Я сделал вступительное слово экспромтом, и это подействовало. На этом концерте была Марина Нестьева, она мне посоветовала то же самое сделать и в Москве. Я сказал: «Ну что вы, Марина Израилевна, со сцены Большого зала Консерватории открывать рот — это место святое!» Она сказала: «А у нас этого никто не делает, кроме Рождественского, а он здесь нечастый гость». Я с ней тогда не согласился, но в прошлом году так и сделал — когда мы с Лондонским филармоническим оркестром привезли «Египетские ночи» и «Ивана Грозного» Прокофьева, — меня об этом попросила Ольга Ростропович. То же самое — я не готовил слова, но получилось в итоге то, что нужно, чтобы публику настроить. Я немного стесняюсь этого названия: «Владимир Юровский играет и рассказывает», это предполагает дополнительную литературную нагрузку к программе. Это обычные концерты с минимальными комментариями, которые необходимы, чтобы помочь публике войти в мир тех произведений, которые мы ей представляем.
— Чем интересна музыка к «Сну в летнюю ночь» Мендельсона, чтобы играть ее полностью, а не только всем известные знаменитые номера?
— К этой музыке надо относиться как к единому целому. Мендельсон написал увертюру в 17 лет, это была свободная фантазия, не предназначенная для театра. А потом, гораздо позже, его попросили, опираясь на популярность этой увертюры, написать музыку к пьесе. И удивительно, что Мендельсон, очень тяжело переживший расставание с вундеркиндством — так и у Моцарта было, и у Пушкина, — здесь себя юного заново нашел, как и в Скрипичном концерте. Потом, мне хотелось показать эту музыку в связи с шекспировским словом, которое для Мендельсона было главным источником вдохновения. Он не иллюстрировал Шекспира, но опирался на него, как это делал и Генри Перселл, когда писал «Королеву фей» на тот же сюжет. Мне интересно сопоставить этих двух непохожих авторов — англичанина конца XVII века и немца середины XIX — что они извлекли из одного и того же текста. Хотя кое в чем — например, в описании эльфов — они пользуются схожими ритмическими формулами. А ведь Мендельсон не знал Перселла: партитура «Королевы фей» до начала ХХ века считалась утерянной. А потом не забывайте, что есть еще и интерес по отношению к оркестру — я ведь двигаю оркестр в своем творческом направлении, и одним из азов взаимоотношения оркестра с основами стиля является классический стиль — Мендельсон к нему тоже относится. А играть современным оркестром барочную музыку — в России единственный, кто этим пробовал заниматься, — это Теодор Курентзис. Но в Госоркестре этого не делал еще никто. Я вижу по их сияющим глазам после репетиции, как им это интересно. Так что интерес двойной — и публике показать то, что она не каждый день слышит, и музыкантам дать иное, нежели их повседневная пища.
— Название «Борис Годунов» ассоциируется не в первую очередь с Прокофьевым. Почему вы его выбрали?
— Я хотел бы уточнить, что мы выбрали «Бориса Годунова» Прокофьева — Мейерхольда. Этот эскиз, музыка к никогда не поставленному спектаклю, хотя четкий замысел существовал и были проведены даже репетиции, включая оркестровую. Меня заинтересовало именно сотворчество этих двух великих людей — а в первом отделении мы представляем «Клопа» — сотворчество Мейерхольда и Шостаковича. Опять слово не как отдельное от музыки искусство, а как источник вдохновения — в одном случае слово Маяковского, в другом — Пушкина. Я думаю, что и Прокофьев, и Мейерхольд очень хорошо отдавали себе отчет, с кем они соревнуются. Но у них стояла другая задача — показать, что Пушкин написал великую пьесу. Вплоть до начала ХХ века бытовало мнение, что драмы Пушкина — а в Германии так же думали про Шиллера — это драмы для чтения. Про «Дон Карлоса» и «Бориса Годунова» говорили, что это гениальная поэзия, но не театр. А Мейерхольд был уверен, что Пушкин — это русский Шекспир. У него были на это основания: он изучал «Бориса Годунова» с младых ногтей и ставил его дважды — в 1926 г. в своей студии и в 1936-м готовил в своем театре, который должен был открыться там, где теперь Зал Чайковского. Мы совместными усилиями оркестра, актеров, певцов и прежде всего режиссера Михаила Захаровича Левитина, который много лет жизни посвятил изучению наследия Мейерхольда, пытаемся восстановить следы, раскопать… знаете, это как археологические раскопки… следы того, чего нет и, по сути, никогда не было. Но настолько интересен изначальный замысел! А потом Прокофьев, будучи Прокофьевым, не потерял ни одной ноты: все, что было запрещено или не допущено к исполнению в драматическом театре, он потом использовал в других произведениях — в кино в «Иване Грозном» и в балете «Золушка». Музыка, которую мы будем играть, частично известна слушателям, но в другом контексте.
— У вас заявлена и третья программа, где много всякой нечистой силы. «Баба-Яга» в четырех экземплярах, «Кикимора»… В том числе вы сыграете «Ночь на Лысой горе» Мусоргского в авторской редакции.
— Мы берем две редакции. В начале концерта мы сыграем оригинальную авторскую редакцию 1867 г. А в конце — хоровой вариант из «Сорочинской ярмарки» в оркестровке Шебалина. История этого сочинения необычна, она меня и привлекла. Мусоргский изначально написал ее как фантазию для оркестра. Балакирев разругал ее и отказался исполнять. Мусоргский был обижен, но, судя по всему, кое-что все-таки изменил. Спустя пять лет по приглашению императорских театров Мусоргский участвовал в написании оперы «Млада» вместе с Бородиным и Кюи. В итоге никто из них ничего не написал, а «Младу» написал Римский-Корсаков, заменив «Ночь на Лысой горе» Мусоргского своей собственной «Ночью на горе Триглав», которая по замыслу похожа на замысел Мусоргского. Еще спустя восемь лет Мусоргский пытался вставить ее как интермеццо в «Сорочинскую ярмарку», но остался только вариант для фортепиано в четыре руки, хора и солиста — Чернобога. Уже после смерти Мусоргского Римский-Корсаков закончил свою версию, опираясь на последний вариант Мусоргского. А в конце 1920-х Шебалин оркестровал, включив ее в свою оркестровку «Сорочинской ярмарки».
— Вы сказали оркестру, сравнивая оркестровки Горчакова и Равеля, что это как «Волга» и «Мерседес». Не та же ли самая история с Мусоргским и Римским-Корсаковым?
— Та. Я бы даже сказал — «Запорожец». Но он настолько нестандартен, настолько опережает свое время! Он вообще неизвестный науке и технике агрегат, который смотрит в будущее, когда стали по-другому относиться к полифонии оркестровых тембров. Когда я показал оригинальную «Ночь на Лысой горе» Геннадию Гладкову, он вскричал: «Да это же так современно! Почему нам все время говорили, что Мусоргский не умел оркестровать?» Да, он оркестровал коряво, но он и думал коряво. Его оркестровка полностью соответствует его общему мышлению. Если править его аккорды, приводя их в соответствие с классической гармонией, как это делали Римский-Корсаков и Кюи, то и оркестровку надо править. Но если брать его таким, каков он есть, то выясняется, что у него все удивительно когерентно. Это побудило меня составить программу вокруг этих вариантов Мусоргского. Будет экскурс по русской музыке — от Глинки до Гладкова, но не для детей, а для взрослых, кто интересуется культурой своей страны, основанной на мифах и легендах.
— В эти числа, в начале июня, в Москве обычно проходил Фестиваль оркестров мира, который приказал долго жить. Публика успела привыкнуть к некоему крупному оркестровому событию в июне. Не хотите ли вы сделать ваши концерты отправной точкой будущего июньского фестиваля Госоркестра — подобно тому как в сентябре проводит фестиваль Российский национальный оркестр?
— Я думаю, что руководство филармонии, когда предложило мне эту идею, изначально преследовало именно эту цель. Что из этого выйдет, я не знаю. Это пробный камень — пилот-проект. Пойдет хорошо — будем повторять. Время хорошее — июнь. Конечно, встает извечный вопрос моей занятости. С другой стороны, фестиваль не должен проводиться с одним только главным дирижером. В данном случае я поставил почти непосильную задачу: три программы за три дня. Но это мини-забег на мини-дистанцию. Фестиваль должен иметь тему, и должен быть не только коллектив-учредитель, но и коллективы-гости. К примеру, почти одновременно с нами ансамбль Alta capella (они предоставили нам кое-какие инструменты для Перселла), которым руководит Иван Великанов, проводит свой фестиваль, где играет музыку эпохи Шекспира с английским специалистом. Вот если бы знали заранее, можно было бы пригласить их, сделав частью нашего фестиваля. Мы бы сыграли свой вариант барочной музыки, не претендуя на аутентичность, — а они бы сыграли свой вариант. Для публики сложилась бы интересная вязь. Вот так я представляю себе фестиваль.

Современные русские композиторы: Геннадий Гладков, Валентин Сильвестров

Критика
«Жизнь короче визга воробья»
Оперу Игоря Машукова по Василию Каменскому поставили в Перми
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Пятница 09 июня 2023
Современные русские композиторы: Игорь Машуков

Дорога из IKEA, ведущая к храму
«Луиза Миллер» в Большом театре
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Понедельник 29 мая 2023

Что оленю норма, то Норме смерть
Хибла Герзмава в опере Винченцо Беллини
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Четверг 25 мая 2023

"Война и мир" не стала лучшим спектаклем сезона
Постановкам Римаса Туминаса и Андрея Могучего жюри присудило специальные призы
Марина Гайкович / Независимая газета / Воскресенье 23 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

«Маска» не потеряла лицо
Национальная театральная премия вручена в 29-й раз
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Воскресенье 23 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Прощальная гастроль «Катарины»?..
Анна Коломоец / Ревизор.ru / Вторник 11 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Всемирный почвенник
150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Суббота 01 апреля 2023

Девушка с ружьем
«Катарина, или Дочь разбойника» на «Золотой маске»
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Четверг 23 марта 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Аскольдова могила
В Большом театре попробовали реанимировать забытую классику
Ольга Русанова, Алексей Парин, Евгения Кривицкая, Петр Поспелов, Анна Коломоец / Музыкальная жизнь / Понедельник 06 марта 2023

Гайдн и Гуммель из Тульской филармонии
Диск месяца: Фирма Мелодия. Plays And Conducts Vladislav Lavrik
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Воскресенье 05 марта 2023

Читать больше:
Музыкальная критика
Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

ТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra


Петр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010


ТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

ТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

Петр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

Петр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко

Петр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

Петр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

ТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

Петр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

Петр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом


Петр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

Петр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

Царица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

Петр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

Другие видео