Критика
«Жизнь короче визга воробья»
Оперу Игоря Машукова по Василию Каменскому поставили в Перми
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Пятница 09 июня 2023
Современные русские композиторы: Игорь Машуков

Дорога из IKEA, ведущая к храму
«Луиза Миллер» в Большом театре
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Понедельник 29 мая 2023

Что оленю норма, то Норме смерть
Хибла Герзмава в опере Винченцо Беллини
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Четверг 25 мая 2023

"Война и мир" не стала лучшим спектаклем сезона
Постановкам Римаса Туминаса и Андрея Могучего жюри присудило специальные призы
Марина Гайкович / Независимая газета / Воскресенье 23 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

«Маска» не потеряла лицо
Национальная театральная премия вручена в 29-й раз
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Воскресенье 23 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Прощальная гастроль «Катарины»?..
Анна Коломоец / Ревизор.ru / Вторник 11 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Всемирный почвенник
150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Суббота 01 апреля 2023

Девушка с ружьем
«Катарина, или Дочь разбойника» на «Золотой маске»
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Четверг 23 марта 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Аскольдова могила
В Большом театре попробовали реанимировать забытую классику
Ольга Русанова, Алексей Парин, Евгения Кривицкая, Петр Поспелов, Анна Коломоец / Музыкальная жизнь / Понедельник 06 марта 2023

Гайдн и Гуммель из Тульской филармонии
Диск месяца: Фирма Мелодия. Plays And Conducts Vladislav Lavrik
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Воскресенье 05 марта 2023

Читать больше:
Музыкальная критика
Петр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

Петр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

Петр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти



Петр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко

Петр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013


Петр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

Петр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

ТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

Царица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

ТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

Петр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

ТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

Петр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

Петр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

Петр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

ТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

Другие видео

Путь к горе

Композитор Алексей Сюмак о Реквиеме и «человеке в черном», администрации президента и современной музыке

Ведомости-Пятница / Пятница 30 апреля 2010
— Как вас сегодня следует называть?
Мы приурочили проект к 65-летию окончания войны, для нас это не праздник, а страшный день. Невозможно радоваться, когда эта трагедия затронула каждого человека
— Я недавно позвонил своему другу, композитору Борису Филановскому, и услышал: «Ну здравствуй, государственный композитор!» (Смеется.)
— Расскажите, как сложилась эта идея и этот заказ.
— Весной прошлого года мне позвонил Кирилл Серебренников, с которым мы как раз закончили спектакль «Киже», и говорит: «Давай не останавливаться, пока есть желание и внутренняя потребность. Да и, по-моему, получается у нас хорошо. Давай напишем Реквием. Есть предложение сделать это в МХТ». И вот мы встретились. Сначала обсуждали, какими камерными средствами можем располагать, потому что не знали, на какую поддержку и в чьем лице можно расcчитывать. Боялись браться за амбициозные вещи. Я проштудировал церковные мессы — от эпохи Возрождения до наших современников. И начал рассказывать Кириллу о том, как строится месса. Вдруг он неожиданно зацепился за интересный факт — что мессу предваряет Confiteor, исповедь, за которой следует хоровой номер, потом опять чтение священника (то же самое и в православной службе — чередование чтения с хорами). От этой схемы мы стали отталкиваться — музыкальные части перемежаются чтениями драматических актеров. И когда заказывали тексты, то предупреждали авторов, что это должно быть нечто глубоко внутреннее, личное, буквально исповедь от первого лица, даже покаяние. В процессе это обрастало все большим количеством участников, и мы с Кириллом поняли, что камерными средствами не обойтись. Решили взять оркестр. Я предложил: «Давай тогда уж возьмем и хор». Подключил либреттиста Димитриса Яламаса — с ним мы писали оперу «Станция» и хорошо понимаем друг друга. У нас получилась сложная структура — понадобилось даже два хора.
— Проект все-таки оказался поддержан государством. Кто в итоге стал заказчиком произведения?
— Кирилл называет себя «человеком в черном», который пришел ко мне и предложил написать Реквием. На самом деле мы изначально надеялись на то, что проект может найти поддержку, и от степени этой поддержки зависели и масштабы проекта. В итоге подключилось много организаций, в том числе и администрация президента. Но это произошло только в марте, когда я весь Реквием уже написал.
— Что это все-таки будет — спектакль с музыкой или музыкальное произведение, оформленное в постановку?
— Я очень надеюсь, что в итоге мы не изменим себе. Сам жанр мессы не предполагает динамичного действия, и Кирилл, очень тонко и глубоко понимая сложность и специфику этого жанра, решил постановку средствами света и видео. Это тоже дань традиции канонической мессы, где все окружение — и витражи, и убранство, и музыка — влияет на человека и подготавливает его к духовным откровениям.
— Но субъективно-авторское начало тоже присутствует? Кто писал монологи актерам?
— Табакову писал текст Захар Прилепин, Янкеле Альперину — Рои Хэн.
— А Даниэль Ольбрыхский, Ханна Шигулла, Мин Танака?
— Писали сами.
— От своего лица?
— И как бы от лица народа, язык которого они представляют. Семь актеров будут читать на семи языках. Алла Демидова силой своего актерского дара решает целую часть Реквиема: Offertorium (приношение святых даров. — «Пятница») — единственная часть, в которой музыка уступает театру.
— И каждый из этих актеров символизирует послевоенный пафос своей страны — польский кинематограф, немецкую новую волну, советское кино о войне. А какой пафос заключен в названии? Реквием ведь написан на 65-летие не Победы, а именно окончания войны. Это звучит не столько патриотически, сколько гуманистически.
— Мы приурочили этот большой проект к 65-летию, для нас это не праздник, а страшный день. Невозможно радоваться, когда эта трагедия затронула каждого человека. Моя бабушка прошла всю войну и много о ней рассказывала. Для нас это внутренняя и гуманистически-трогательная история, и не хотелось бы рассказывать ее громко. Но мы не хотели и обратного: чтобы на малую сцену МХТ вышел бы народный артист и под печальную возвышенную музыку начал читать до боли известные тексты, заканчивая под ожидаемые аплодисменты. Хотелось от этого максимально отдалиться.
— У вас с Кириллом Серебренниковым и командой подряд идут заметные большие работы — «Станция», «Киже», теперь вот Реквием…
— Еще был «Демон» с Аллой Демидовой.
— Возникает ли противоречие между ситуацией заказа и свободой творчества?
— Не думаю. Инструмент, который стоит и не работает, начинает портиться. Инструмент, который эксплуатируется, лучше звучит с каждым разом. Мне всегда безумно тяжело начать. Между проектами такие маленькие паузы! А хочется найти в себе новое содержание. Поэтому каждый раз, когда я начинаю проект, все участники жутко волнуются, я вижу это: я месяц не пишу, два не пишу, три месяца не пишу, все начинают думать, что я просто ничего не делаю! А я в это время думаю, чем новая работа может стать по эстетике, по внутреннему содержанию, какие новые рычаги я смогу активировать в самом себе. И когда остаются нереальные сроки, у меня этот анализ уже доведен до такой степени плотности, что я за очень короткое время все успеваю написать.
— Можете ли вы описать свой творческий метод?
— Постараюсь. Сначала я представляю себе очень сложный объект. Вообразите, к примеру, гору: она стоит далеко, на горизонте, она имеет сложную, но при этом четкую геометрическую форму, и чем ближе ты подходишь, тем яснее видишь ее контуры и различаешь детали. Когда ты подошел максимально близко к объекту, начинаешь видеть мелкие детали — камни у подножия горы, до которых можешь дотронуться. Вот эти-то камни и есть ноты, и с этого момента начинается написание нот. Путь к горе — это огромное количество различных математических схем, пересечение различных структурных линий. На этих пересечениях гора и стоит, на них возникает произведение.
— А слушатель должен проделать обратный путь?
— Совершенно верно.
— А вы сами, как композитор, чувствуете связь с публикой на уровне пупка?
— По идее, моя музыка может показаться формализованной. Ее можно аналитически свести к математическим, схематическим или графическим формулам. Но я стараюсь, чтобы эти формулы не были голыми. Как-то на одном из концертов исполнялись «Письма без слов» — четкая, строгая, структурная вещь. После концерта подошла женщина, взяла меня за руку и сказала: «Вы знаете, это было…» — и смахнула слезу, потом другой рукой закрыла глаза и ушла. Для меня было так странно, что человек настолько эмоционально воспринимает мою музыку. Эта женщина, между прочим, профессор Московской консерватории, которая слышала и переиграла тонны музыки. Значит, этот материал — помимо меня — может оказывать воздействие. Но сам я не стараюсь понравиться, потому что всем понравиться нельзя.
— Сколько вам лет?
— Тридцать три.
— Вы — молодой композитор?
— Уже нет. По европейским правилам композитору позволяют участвовать в молодежных конкурсах до 31 года.
— В последнее время появилось целое поколение композиторов, и вы к нему принадлежите, которое сразу заявило о себе на мировой арене. Чем вы это объясняете?
— Поднялась пена от брожения. Ситуация дошла до абсурда, когда в Московской консерватории не просто невозможно было научиться чему-либо, а там даже запиралась творческая инициатива. И сейчас 90% преподавателей композиторского факультета Московской консерватории… вы будете это публиковать?
— Все, что вы скажете.
— 90% не исполняется, и я не знаю, пишут ли они вообще музыку. У меня тогда возникает вопрос: а чему, собственно, они учат? Многие ребята это видели и понимали, что им не хватает технических средств для самореализации. А потом настали сложные времена — конец 1980-х и 1990-е годы, на волне всеобщего духовного и финансового кризиса у всех опустились руки, и все просто растерялись. Никто не знал, будет ли будущее, было ли прошлое и что есть настоящее. Художник, реагирующий тонко, как барометр, тоже оказался в растерянном состоянии. Тогда эта тина стала постепенно превращаться в стимул, волнение стало нарастать. Те ростки, которые тянулись к свету, не могли просто так дать себе погибнуть. Это противление вылилось в полную свободу — когда ты от всего отказываешься, начинаешь в себе искать, с чего начать, и готов все просеивать через сито любой тонкости. Появились новые ребята — Митя Курляндский, сейчас самый «коммерческий» и востребованный российский композитор за рубежом, люди более позднего поколения — Горлинский, Хруст, Сысоев; их стало много, они стали тянуться друг за другом. Так появилось новое направление, стилистически разные композиторы, думающие о схожих эстетических проблемах. Это объединяет их в новую волну.
— Есть ли шанс у этой волны докатиться до слушателя, стать явлением культуры?
— Мне кажется, это уже происходит.
— Ваш Реквием тому пример?
— Он еще не случился!
— Но предыдущие ваши уже замеченные сочинения?
— Ну да. Но я хотел сказать о том, что у нас, у группы «СоМа» (объединение композиторов «Сопротивление материала». — «Пятница»), было много проектов, которые исполнялись за рубежом — в Германии, во Франции, в Бельгии, Финляндии, Голландии. Причем исполняли их достаточно известные ансамбли. И каждый раз это вызывало настоящий интерес у публики. Там никогда не говорят о современной музыке как о чем-то чужом, элитарном, непонятном. Не было такого, чтобы мы видели перед собой скучающую публику или какую-то особенную, вроде фанатов андеграунда. Очень разношерстная аудитория, всегда с большим интересом, участием реагирующая; иногда даже пожилые пары.
Это связано с внутренней политикой государства по отношению к современной музыке. На фестивали в Германии собираются многотысячные толпы, в Италии это тоже нормально. И никто не говорит ни о какой оторванности от народа. А у нас просто не знают о ее существовании. Иногда встречаешь даже музыканта, он спросит: «Современная музыка — это что, как Игорь Крутой, да?» А про понимание и поддержку со стороны государства и говорить нечего. Наш Реквием стал первым и, я надеюсь, не последним из поддерживаемых проектов.
— До этого была «Станция» и вообще фестиваль «Территория», который тоже поддержала администрация президента.
— Да, хотя это немного другое. Это современный театр — нечто более зримое, в прямом и переносном смысле. Он, как мне кажется, имеет шанс найти отклик быстрее, чем музыка.
— Значит, пока получается, что театр тащит музыку вперед, убеждая, что на нее нужно ходить?
— Да. Что нужно ее слушать. И что она может говорить за себя.
Досье
Алексей Сюмак родился в 1976 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию в 2002 году, аспирантуру — в 2004-м. На сегодняшний день является преподавателем Московской консерватории (полифония, анализ). Член Союза композиторов Москвы и России, участник групп «Сопротивление материала» («СоМа») и «Пластика звука». Победитель Международного конкурса им. П. Юргенсона в 2003 и 2005 годах, Пифийских игр в 2006 году. Автор многочисленных камерных и симфонических произведений, в том числе оперы «Станция», музыки к спектаклю «Киже» (реж. Кирилл Серебренников).

Современные русские композиторы: Алексей Сюмак

Критика
«Жизнь короче визга воробья»
Оперу Игоря Машукова по Василию Каменскому поставили в Перми
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Пятница 09 июня 2023
Современные русские композиторы: Игорь Машуков

Дорога из IKEA, ведущая к храму
«Луиза Миллер» в Большом театре
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Понедельник 29 мая 2023

Что оленю норма, то Норме смерть
Хибла Герзмава в опере Винченцо Беллини
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Четверг 25 мая 2023

"Война и мир" не стала лучшим спектаклем сезона
Постановкам Римаса Туминаса и Андрея Могучего жюри присудило специальные призы
Марина Гайкович / Независимая газета / Воскресенье 23 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

«Маска» не потеряла лицо
Национальная театральная премия вручена в 29-й раз
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Воскресенье 23 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Прощальная гастроль «Катарины»?..
Анна Коломоец / Ревизор.ru / Вторник 11 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Всемирный почвенник
150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Суббота 01 апреля 2023

Девушка с ружьем
«Катарина, или Дочь разбойника» на «Золотой маске»
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Четверг 23 марта 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Аскольдова могила
В Большом театре попробовали реанимировать забытую классику
Ольга Русанова, Алексей Парин, Евгения Кривицкая, Петр Поспелов, Анна Коломоец / Музыкальная жизнь / Понедельник 06 марта 2023

Гайдн и Гуммель из Тульской филармонии
Диск месяца: Фирма Мелодия. Plays And Conducts Vladislav Lavrik
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Воскресенье 05 марта 2023

Читать больше:
Музыкальная критика
Петр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

Петр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.


Петр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

ТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

Петр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

Петр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая


Петр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

Петр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом


ТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

Петр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко

ТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

Петр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

Петр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

Петр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

ТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

Царица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

Другие видео