Рахманинов в кавычкахФортепианный концерт классика, переделанный из его симфонии: смонтировано лихо, но изюминки нет![]() Ведомости-Пятница / Пятница 30 января 2009 Всех классиков давно сыграли-переиграли, но премьеры изредка все же случаются. Иногда это результат научных изысканий вдруг в архивах обнаружили отсутствовавшую часть или неизвестную редакцию. Или исследователь кропотливо восстановил утерянное, а то и в сердцах уничтоженное композитором произведение. Или же из черновиков и неизбежных домыслов составлено произведение, автором не оконченное. Наш случай прямо противоположный. Сочинение прославленное Вторая симфония Рахманинова, однако это премьера, поскольку называется теперь симфония Концертом для фортепиано с оркестром «№ 5». Номер стоит в кавычках. У Рахманинова есть четыре фортепианных концерта, а в придачу еще и Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром тоже полноценный концерт. Мало? Мало! Придумал затею продюсер голландской фирмы Brilliant Classics, а переделал симфонию в концерт бельгийский (родом из Харькова) пианист и композитор Александр Варенберг. Первые три страницы вступления у него один в один как у Рахманинова, потом щедрая купюра, нехитрая связочка, и вот начинается основной раздел, только тему вместо скрипок ведет рояль. Звучит столь похоже на концерт Рахманинова, как будто так и было, а все потому, что Варенберг использовал фактуру, сходную с той, в которой излагается тема в Третьем концерте. Дальше автор новой версии пользуется подобными средствами: музыку берет из Второй симфонии, а фортепианную фактуру из концертов. Такой метод хочется даже назвать уважительным, поскольку оркестровка Рахманинова везде, где можно, сохраняется, никакой стилистической отсебятины нет, и что самое сложное драматургия отношений у солиста и оркестра складывается очень узнаваемая. В фортепианном концерте обязательно должна быть сольная каденция Варенберг нашел для нее место и написал ее без особой изюминки, но честно в стиле Рахманинова. Дальше ему пришлось попотеть с монтажом. Поскольку в симфонии четыре части, а в концерте должно быть три, Варенберг почти пожертвовал второй частью, но творчески запихнул большой кусок из нее в середину третьей, и снова вышло удачно: посреди лирической музыки появился виртуозный эпизод. А знаменитое соло кларнета, открывающее медленную часть, никуда не делось. Финал смонтирован тоже лихо; купюры, правда, огромные, но ведь и в оригинале финал Второй симфонии часто играют с купюрами. Апофеоз, когда струнные счастливо разливаются, как говорят оркестровщики, «в три этажа», а пианист, обливаясь потом, заколачивает аккорды по всему диапазону клавиатуры, звучит настолько фирменно, по-рахманиновски, что становится даже смешно. Компания Brilliant Classics выпустила новый концерт на CD в довольно блеклом исполнении. Но в нем слышны все детали. В живом звучании рояль грозит потонуть в оркестре по отзывам, на парижской премьере так оно и случилось, хотя солировал отнюдь не малосильный Денис Мацуев. Он же будет играть и российскую премьеру, а дирижировать будет, как и в Париже, Владимир Спиваков надо думать, он попросит Национальный филармонический оркестр России кое-где играть потише. Ждать ли продолжения? У Рахманинова три симфонии. Еще одна из них, Первая, сейчас в работе у Александра Варенберга: он трудится над Фортепианным концертом «№ 6». В кавычках. 2 февраля, Большой зал Консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 629 74 13 Апофеоз, когда струнные разливаются «в три этажа», а пианист, обливаясь потом, заколачивает аккорды, звучит фирменно
|