Критика
«Жизнь короче визга воробья»
Оперу Игоря Машукова по Василию Каменскому поставили в Перми
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Пятница 09 июня 2023
Современные русские композиторы: Игорь Машуков

Дорога из IKEA, ведущая к храму
«Луиза Миллер» в Большом театре
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Понедельник 29 мая 2023

Что оленю норма, то Норме смерть
Хибла Герзмава в опере Винченцо Беллини
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Четверг 25 мая 2023

"Война и мир" не стала лучшим спектаклем сезона
Постановкам Римаса Туминаса и Андрея Могучего жюри присудило специальные призы
Марина Гайкович / Независимая газета / Воскресенье 23 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

«Маска» не потеряла лицо
Национальная театральная премия вручена в 29-й раз
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Воскресенье 23 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Прощальная гастроль «Катарины»?..
Анна Коломоец / Ревизор.ru / Вторник 11 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Всемирный почвенник
150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Суббота 01 апреля 2023

Девушка с ружьем
«Катарина, или Дочь разбойника» на «Золотой маске»
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Четверг 23 марта 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Аскольдова могила
В Большом театре попробовали реанимировать забытую классику
Ольга Русанова, Алексей Парин, Евгения Кривицкая, Петр Поспелов, Анна Коломоец / Музыкальная жизнь / Понедельник 06 марта 2023

Гайдн и Гуммель из Тульской филармонии
Диск месяца: Фирма Мелодия. Plays And Conducts Vladislav Lavrik
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Воскресенье 05 марта 2023

Читать больше:
Музыкальная критика
Петр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

Петр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

Петр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

ТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

Петр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

Царица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

Петр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

Петр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

Петр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

Петр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко

Петр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

ТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.


Петр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

Петр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013


ТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

ТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля


Петр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

Другие видео

Куда переехал, не помню

Леонид Десятников поставил под сомнение мировую географию

Ведомости / Среда 10 января 2007
Фестиваль “Возвращение” 10 лет назад начинался как студенческая забава: группа молодых музыкантов, разъехавшаяся в непутевые годы перестройки кто куда, решила регулярно собираться на родине, чтобы выступать единым фронтом. Профессиональный подход к делу был очень солиден, а в атмосфере ходила веселая дурь. Сегодня отцы фестиваля повзрослели, но не критически — они все те же молодые, пусть кто-то с лысинкой или с брюшком, а к ним прирос еще целый парк коллег-иностранцев и кустарник отечественных растущих талантов.
В принципах фестиваля столько же серьезности, сколько задору. Например, все сочинения должны быть прежде на фестивале “Возвращение” не играны. За годы переиграли много первоклассной музыки. Еще, казалось бы, много осталось? На практике же репертуар истощается, поскольку одновременно надо соблюдать и другой принцип: каждую программу должна объединять литературная тема, и все сочинения обязаны каким-то боком к ней относиться. Концерт — открытие фестиваля прошел по всем правилам, а посвящен он был титульной теме фестиваля, расширенной до триады: “Прощание — Разлука — Возвращение”.
Местами получилось очень мило: кто знал, что две маримбы могут звучать как тихий и торжественный хор? Это продемонстрировали Андрей Винницкий и Денис Петрунин, с чувством сыгравшие Departure (“Отъезд”) бельгийского ударника и композитора Эммануэля Сежурне. Отыскалась и не потраченная в прежние годы классика: ноктюрн Глинки “Разлука”, во всеоружии зрелого мастерства сыгранная виолончелистом Борисом Андриановым и пианисткой Екатериной Апекишевой. Однако в целом программа выглядела казусным набором номеров: рядом стояли произведения разных стилей и эпох, музыкально друг с другом никак не корреспондирующие, старые и новые, попсовые и серьезные. К последним можно отнести Камерную музыку для струнного трио Ильи Гофмана, чистосердечно выдержанную в традициях нововенской школы — появление вещи в разделе “Разлука” объяснялось тем, что автор, постоянный участник фестиваля и известный альтист, написал ее в следственном изоляторе “Матросская Тишина”.
Между тем пестрое чередование опусов на исходе третьего отделения привело-таки к главному — премьере пьесы Леонида Десятникова “Возвращение”, имевшей заслуженно шумный успех. Автор избегал комментировать свое сочинение до премьеры, не имели права делать этого и исполнители.
Причина тайны не была ясна первые семь минут, что звучала музыка. Мы слушали Десятникова, очень красивого, экспрессивного, более сложного по гармониям, чем обычно, но все же похожего на самого себя, в особенности на музыку из кинофильма “Москва”. Возвращение в Москву? В лучшем случае это оказалось ложным географическим ходом, да и то для чрезмерно посвященных. Звучала музыка, которая явно говорила о русском вообще. Истовые заклички гобоя и кларнета (Дмитрий Булгаков и Томас Линдхорст) напоминали о жалейках. Сочетание духовых со струнными (квартет в составе Романа Минца, Александра Ситковецкого, Максима Рысанова и Кристины Блаумане) ассоциировалось со Стравинским периода “Истории солдата”. История скитаний, поход в Европу с котомкой русских мотивов за плечами? Объяснение все-таки не склеивалось. Но на восьмой минуте вдруг невесть откуда зазвучали какие-то духовые инструменты, при том что находившиеся на сцене гобой и кларнет как раз взяли паузу. Тут-то и оказалось, что Роман Минц сидит в одном ботинке, а пальцем ноги, не отрываясь от скрипки, он управляется с ноутбуком. Новый пласт музыки полился из динамиков и оказался японской ритуальной музыкой гагаку. С ритуальным усердием интернациональный состав музыкантов на сцене слился с древними японцами в компьютере, и на весьма громкой ноте все вскоре и закончилось.
Десятников так подшучивает над нами уже не в первый раз. В 1990 г., получив в Ленинграде собственную квартиру, он написал “Вариации на обретение жилища”. В их основе лежала тема Гайдна, но звучала она наподобие индийской раги. Тогда-то мы и заподозрили, что Десятников только по прописке ленинградец, а дом его творческой души находится там, где он сам себе закажет. На рассеянного с улицы Бассейной композитор уж точно не похож — он владеет ситуацией, и мы у него под контролем. Сегодня выяснилось, что мы возвратились в Японию. А где мы тогда были раньше? Бывало, напишешь письмо кому-нибудь из знакомых музыкантов, получаешь ответ: Privet, I na gastrolakh v Japonii… Русская классическая музыка давно вся в Японии, но почему это называется возвращением?
По музыкальной же сути “Возвращение” Десятникова статично, как статична традиционная и фольклорная музыка разных народов, будь то русская или японская. Более того, все сочинение, как выяснилось задним числом, — вариации на разные сегменты японской темы, прозвучавшей в конце, только они умело маскировались под русские. Наивная идея всемирной общности культур и припадения к экуменическим богам с Десятниковым не вяжется. Его новый опус — кунштюк искушенного модерниста. Сама идея путешествия, возвращения и, хуже того, пространства оказалась у него мистифицированной.
Герой рассказа Набокова “Посещение музея” в свое время старался выбраться из музея в далеком французском городе. “Мне уже было непередаваемо страшно, но всякий раз, как я поворачивался и старался вернуться по уже пройденным переходам, я оказывался в еще не виданном месте”. В итоге он оказался в Ленинграде. Похоже, Десятников продолжил его путь, а нам только помахал ручкой.
Следующие концерты фестиваля “Возвращение” состоятся 11, 13 и 15 января в Рахманиновском зале консерватории.

Современные русские композиторы: Леонид Десятников

Критика
«Жизнь короче визга воробья»
Оперу Игоря Машукова по Василию Каменскому поставили в Перми
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Пятница 09 июня 2023
Современные русские композиторы: Игорь Машуков

Дорога из IKEA, ведущая к храму
«Луиза Миллер» в Большом театре
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Понедельник 29 мая 2023

Что оленю норма, то Норме смерть
Хибла Герзмава в опере Винченцо Беллини
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Четверг 25 мая 2023

"Война и мир" не стала лучшим спектаклем сезона
Постановкам Римаса Туминаса и Андрея Могучего жюри присудило специальные призы
Марина Гайкович / Независимая газета / Воскресенье 23 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

«Маска» не потеряла лицо
Национальная театральная премия вручена в 29-й раз
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Воскресенье 23 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Прощальная гастроль «Катарины»?..
Анна Коломоец / Ревизор.ru / Вторник 11 апреля 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Всемирный почвенник
150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова
Петр Поспелов / КоммерсантЪ / Суббота 01 апреля 2023

Девушка с ружьем
«Катарина, или Дочь разбойника» на «Золотой маске»
Татьяна Кузнецова / КоммерсантЪ / Четверг 23 марта 2023
Современные русские композиторы: Петр Поспелов

Аскольдова могила
В Большом театре попробовали реанимировать забытую классику
Ольга Русанова, Алексей Парин, Евгения Кривицкая, Петр Поспелов, Анна Коломоец / Музыкальная жизнь / Понедельник 06 марта 2023

Гайдн и Гуммель из Тульской филармонии
Диск месяца: Фирма Мелодия. Plays And Conducts Vladislav Lavrik
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Воскресенье 05 марта 2023

Читать больше:
Музыкальная критика
Петр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

Петр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

Петр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

Петр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

Петр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

Петр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

ТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

Петр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая


ТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

Петр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013


ТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

Петр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

Петр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Царица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

ТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

Петр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва


Петр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

Петр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

Петр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко

Другие видео